Мода
ГЛАВНАЯ   ССЫЛКИ   КОНТАКТЫ
   
  Что такое мода
  Что такое костюм
  Как создается костюм
  Стиль
  С чего начинать
  Измерение фигуры
  Модели платьев
  Юбки
  Брюки
  Ткани и нитки
  Обработка изделий
  Новости моды
  Основы вязания
  Вышивание
  Полезные советы
  Полезные рецепты
   
 

Как создается костюм
Наверное, вы уже догадались, что и на этот вопрос в двух словах не ответишь. Совершенно верно — ведь "костюм на протяжении всей его многотысячелетней истории всегда был именно произведением искусства, ... имеющим свои принципы художественной композиции, изменявшиеся в зависимости от эпохи со всеми ее, иногда мало изученными, особенностями".
Композиция костюма
Композиция костюма включает в себя целый ряд понятий. Латинское слово "compositio" значит — составление, соединение, сочинение. Как и всякое произведение искусства, костюм создается с помощью свойственных ему выразительных средств, которые используются в соответствии с определенными правилами. Для того чтобы узнать о них подробно, нужно прочитать не одну книгу, мы же даем лишь самые общие представления об элементах композиции костюма и приводим некоторые советы специалистов.
Просматривая в модных журналах статьи, подписи к рисункам, мы прежде всего встречаемся с понятием "силуэт". Это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его "тень". По характерному силуэту в фас или в профиль мы легко отличаем костюмы минувших веков и прошедших десятилетий нашего века. Несмотря на все своеобразие и неповторимость, их, как и костюм современный, можно "вписать" в одну из простых геометрических фигур, близких по высоте и ширине к пропорциям человеческой фигуры — прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. При этом, говоря, например, о прямом силуэте, не имеют в виду буквальное подобие прямоугольника — прямые линии и углы. Подразумевается только самое общее впечатление, создаваемое костюмом на человеке.
Не лишним будет напомнить, что не следует путать силуэт с такими понятиями, как модель, фасон, покрой, относящимся к области конструкции одежды.
Неправильно также говорить "облегающий силуэт" или "свободный силуэт", так как степень облегания изделия — особенность его покроя, формы, а не силуэта.
Прямой силуэт — наиболее "универсальный", его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур, так же как и слегка расширенный книзу в виде трапеции. Значительное расширение одежды книзу или, наоборот, в плечах создает впечатление треугольника и, как правило, лучше выглядит на фигурах относительно высокого роста, худощавых. Приталенный силуэт можно уподобить двум "встречным" трапециям или треугольникам, и он интересен в том случае, если есть контраст между тонкой талией и легкими, свобод ными или скульптурно-четкими (как в мужском костюме) формами верха и низа одежды.
Силуэт овальный, "бочонком" предлагается модой редко и долго не удерживается, так как он противоречит естественным пропорциям телосложения, зрительно выглядит неустойчивым.
Кроме строгих определений, силуэтные решения часто получают образные "прозвища", которые сразу дают представление о их характере: например, брюки — "дудочки", "сигареты", "гаучо" (клеш шириной с целую юбку; их носят пастухи Южной Америки, живущие в горах — гаучо), "бананы".
Силуэт костюма ограничен силуэтными линиями. Внутри силуэта располагаются линии разного назначения: фасонные, или модельные, которые обязательно связаны с силуэтными, подчинены силуэту, подчеркивают его особенности (например, линия втачного рукава или "реглан", линия воротника или лацканов, линия отрезной талии); конструктивные, с помощью которых создается объемная форма костюма в пространстве, необходимая для создания заданного силуэта, и правильная посадка его на фигуре человека.
Декоративные — для украшения, особого выделения наиболее важных для зрительного восприятия частей костюма (кокетки, карманы, складки, драпировки, оборки и т. д.); декоративные линии зависят от конструктивных, часто с ними совпадают.
Внутренние линии обладают свойством изменять зрительное восприятие фигуры в костюме. Например, продольные швы "удлиняют" — точнее, скрадывают, "дробят" излишнюю ширину фигуры. Горизонтальные отрезы, кокетки, оборки создают впечатление массивности,- устойчивости; они как бы "расширяют" то место, где они расположены, подобно обручу на бочке. Диагональные, наклонные линии вызывают ощущение движения, особенно если они асимметричны. Происходит это вследствие того, что взгляд человека, следуя за сближением и расхождением линий, как бы подчиняется их направлению. Не зря исторические костюмы XV—XIX веков имеют множество продольных швов, которые от плеч и пройм сбегаются к затянутой талии, а затем разлетаются по необъятным кринолинам или фалдам кафтанов.
Здесь следует упомянуть широко распространенное, но ошибочное мнение, что ткань в полоску для полной фигуры надо кроить "вдоль", а для худой — "поперек". Полосы на ткани — это не то же самое, что линии в костюме, об этом пойдет речь при разговоре о зрительных иллюзиях.
Что касается линий, то они должны располагаться в костюме не хаотично, а согласованно друг с другом и с природным строением фигуры человека. Построение таких "скоординированных" линий — Целая наука, а точнее, искусство. Тем не менее нам всем дано от природы умение видеть, оценивать, сравнивать художественные достоинства окружающих нас предметов. При этом мы отталкиваемся от природы, которая всегда окружала и окружает человека, частью которой он является. Вольно или невольно, сознательно или неосознанно, мы сравниваем все с человеком, с его физическими свойствами, с духовными представлениями. Особенно это относится к тем предметам, которые составляют непосредственное его окружение — жилищу, одежде, предметам обихода.
Это свойственное каждому человеку художественное восприятие можно и нужно в себе развивать. Попробуйте внимательно присмотреться к себе и к другим и разобраться, что кому "идет" или "не идет", а главное, понять — почему, в чем причина. В этом вам помогут краткие сведения, изложенные в этой книге.
Огромную роль в одежде играют пропорции.
Пропорции — это соотношения частей костюма по величине между собой и в сравнении с фигурой человека. Сравнительная длина, ширина, объем лйфа и юбки, рукавов, воротника, головного убора, деталей влияют на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерности. Самыми красивыми, совершенными, "правильными" выглядят такие соотношения, которые близки естественным пропорциям человеческой фигуры. Известно, что высота головы "укладывается" в росте около 8 раз, а линия талии делит фигуру в отношении примерно 3:5. В исследованиях, чертежах, расчетах многих художников, архитекторов, ученых древности, различными путями искавших гармонию в природе и искусстве, мы находим понятие "золотое сечение", которое выражается математически как отношение чисел 3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д. При этом меньшая часть относится к большей так, как большая к целому, т. е. к сумме частей: 3:5=5:8; 5:8=8:13, 8:13=13:21 и т.д. Пропорции "золотого сечения" повторяются в наиболее удачных творениях архитектуры, многократно встречаются в живой природе — то есть являются закономерными, постоянными. Наиболее пропорциональной фигурой человека считается та, в которой эти пропорции также повторяются (соотношение отдельных частей). То" же самое касается и костюма.
В костюме можно применять как естественные пропорции, так и сознательно нарушенные. Здесь невозможно подробно разобрать разные варианты, так как для этого нужно серьезно изучить законы композиции. Надо помнить, что естественные пропорции, как правило, "выгодны" для любой фигуры; в то же время недостатки сложения можно "исправить", слегка передвинув, "поискав" во время примерки ту или иную линию (например, можно немного завысить или занизить талию, заузить или расширить плечи, изменить длину платья, рукава, величину воротника, карманов, пояса).
Именно здесь, говоря о пропорциях, хотелось бы напомнить о бессмертной красоте архитектурных памятников Древней Руси и античной Греции, которые так непохожи друг на друга и в то же время близки своей гармонией, гениальным художественным расчетом пропорций, линий, украшений, естественностью слияния с природой. Создание одежды во многом как бы перекликается с зодчеством — оба эти искусства предназначены для непосредственного соприкосновения с человеком, исходят из его природных пропорций; наконец, костюм вместе с человеком почти постоянно находится в окружении зданий, внутренних помещений. И здания, в свою очередь, находятся в естественной природе, в городской архитектурной среде. Поэтому в различные эпохи архитектура и костюм отражают художественный стиль своего времени; а народный костюм как бы вбирает и хранит в веках все лучшее, совершенное, "вечное".
Масса костюма, его кажущаяся "тяжесть" или "легкость" зависит от разных причин. Чем больше "нагромождено" линий, деталей, украшений, тем массивнее фигура; зато когда нет "ничего лишнего", даже монументальная от природы фигура будет свободнее, как бы легче. При физически равных объемах материалы плотные, темные, рельефные, шероховатые кажутся массивнее, чем легкие, светлые, прозрачные, гладкие, блестящие. При этом светлые тона "увеличивают" объем, "уменьшая" тяжесть, темные — наоборот. Отсюда — практический вывод: полным людям не следует бояться светлых материалов, но лучше располагать их в верхней части фигуры, около лица (блузка, головной убор, даже пальто или плащ строгих вертикальных линий).
Цвет — одно из самых выразительных средств в костюме. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные общие закономерности восприятия цветов. Например, красный цвет — это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, угрозу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики — пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл — все "ночное", недоброе, враждебное человеку, горе и смерть. Другие цвета тоже несут свою "смысловую нагрузку", но она, конечно, достаточно условна и неоднозначна. В прежние времена для людей различного общественного положения, определенных занятий цвет одежд, так же как материал и покрой, определялся властями. И в наше время в ряде случаев существуют "цветовые законы" традиционные сочетания цветов в национальных костюмах; обязательные цвета в форменной и специальной одежде, эмблемах, знаках различия военных, служащих, врачей, спортсменов и т. д. Значение цветовой символики (в том числе в одежде) возрастает в периоды обострения политической борьбы, революций.
В современном костюме применяется все бесконечное разнообразие цветов, оттенков, тонов. Существует целое учение о цветах — цвето-ведение. Мы остановимся лишь на самых общих его закономерностях.
Кроме семи цветов радуги — спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), в цветовой круг (цвет, табл. XVI) входит, как бы замыкая его, пурпурный цвет, расположенный между фиолетовым и красным. Основными принято считать четыре чистых цвета: красный, зеленый, желтый, синий. Все остальные оттенки получаются путем их смешения и добавления черного и белого — ахроматических, т. е. "нецветных" цветов. Различные оттенки серого, неяркие коричневато-зеленоватые тона называют нейтральными. Если в состав цвета входит красный или желтый — он воспринимается как теплый, а зеленый и особенно синий придают "холодность". Некоторые цвета (особенно желтый) могут вызывать такое ощущение, что предмет "выступает", "приближается"; другие (особенно синий) — что предмет "отступает", "удаляется".
Все эти и многие другие свойства цвета используют живописцы. Картина не имеет реальной глубины — она расположена на плоском холсте, доске, бумаге. Но искусство мастера таково, что у зрителя возникают иллюзии пространства, воздушности и даже движения, не говоря уже о передаче фактуры предметов окружающего нас вещественного мира.
При создании костюма обязательно учитываются свойства цвета. Светлые, чистые, теплые цвета как бы приближают и увеличивают предмет, но в то же время делают его легче. Темные, холодные цвета удаляют и уменьшают, но придают тяжесть.
Решая практические, житейские вопросы о выборе цвета в костюме, надо не забывать некоторые простые правила, которые, впрочем, не всегда безусловны. В каждом отдельном случае найти решение поможет практика, опыт и даже ошибки, если извлечь из них урок.
Всякий человек имеет свои внешние данные, в том числе сочетание оттенков кожи, глаз, волос. Цвет одежды может повторять, как бы усиливать эти оттенки или, наоборот, подчеркивать их контрастами, противопоставлениями — но обязательно гармонично, т. е. красиво, не кричаще. Если вам лично какой-то цвет приятен, это еще не значит, что он вам к лицу. Если вам приглянулась ткань в магазине, то еЩе неизвестно, как она будет выглядеть ие в виде большого полотнища на стенде, а в виде платья на фигуре, причем именно на вашей. Нельзя дать совет, который годился бы для всех. Но каждый должен знать, что существуют цвета сближенные, т. е. родственные и контрастные, противоположные. Например, всегда хорошо "смотрятся" такие проверенные сочетания, как коричневый — золотистый оливково-зеленый; коричневый — бежевый — кремовый; синий — красный — белый; черный — белый, можно с добавлением яркого цвета (оранжевый, бирюзовый, золотистый, розовый); серый различных тонов с белым, цветным.
В поисках выразительных средств, особенно в новых моделях, всегда выбирают ведущую гамму на каждый сезон. Здесь простор и для вашей изобретательности, возможность пробовать, искать, фантазировать, сочетать цвета но принципу "неожиданности": темно-синий — ярко-зеленый; цвет незабудки — цвет граната; "колбасный" с "горчичным" и так далее!
Некоторые цвета "не терпят" взаимного соседства. Не стоит, скажем, располагать рядом теплые и холодные оттенки одного и того же цвета: желтовато-зеленый и синевато-зеленый; красный с оранжевым оттенком и красный лиловатый, малиновый. Грубо, крикливо могут выглядеть рядом желтый с бордо, лиловый с оранжевым; синий, зеленый, красный с желтым; желтый цвет вообще можно вводить в костюм с большой осторожностью.
Летом особенно хорош белый цвет, но он имеет множество "ликов", то есть оттенков, а еще — "родственников". Это натуральные тона по-разному обработанной пряжи из хлопка, льна, шерсти. Такие материалы чаще всего располагают к народным, фольклорным мотивам. Все активно цветное, пестрое, яркое требует большой осторожности. Во-первых, это уместно в сочетании с яркой внешностью, яркой природой, солнцем; во-вторых, излишне яркие цвета одежды, особенно в виде крупного орнамента, букетов могут сделать фигуру бесформенной; в-третьих, они часто раздражают окружающих, особенно в рабочей обстановке. Именно при использовании ярких цветов особенно требуется чувство меры, тонкий вкус. Кроме того, есть неписаные, но хорошо известные возрастные ограничения: яркое, цветное, порой озорное и забавное к лицу юности; зрелый возраст выражает себя более сдержанной гаммой (впрочем, жестких рамок тут нет).
Нельзя забывать и о таких мелочах, как, например, пуговицы; порой они-то и оказываются в костюме либо "изюминкой", либо "ложкой дегтя". Не бывает ни материалов, ни пуговиц "просто синих", "вообще зеленых", даже черные или белые — все разные. Поэтому подбирать их надо очень внимательно, и не только по цвету. Следует подумать, что больше подойдет — пуговица с отверстиями или на "ножке", гладкая или узорная, плоская или выпуклая, блестящая или матовая.
То же самое можно сказать и о других дополнениях к одежде, ведь именно в "мелочах" проявляется ваша личность, даже если одежда стандартна, именно дополнения часто говорят об умении видеть себя и окружающих, характере, общей культуре, интересах, вкусе. Кроме выразительных средств композиции костюма, необходимо иметь представление о зрительных иллюзиях, оптических эффектах. Упомянем о наиболее важных. Мы уже говорили о влиянии линий костюма на высоту и ширину фигуры, цвета и фактуры ткани — на "тяжесть" и "легкость". Стоит повторить, что немногочисленные, ритмически расположенные в продольном направлении линии "вытягивают" фигуру, в поперечном — "приземляют". Но сравнительно крупные параллельные полосы на ткани производят обратный эффект — "растягивают" фигуру ввысь (горизонтальные) или вширь (вертикальные). Мелкие же частые полоски, как правило, выглядят однотонной рябой поверхностью и не воспринимаются как линии.
Продольные линии обязательно должны следовать формам тела, то есть повторять расширение плеч, сближаться к талии, а затем или слегка расходиться (для женской фигуры), или создавать устойчивую опору, хотя и без расширения (для мужской). Линии могут плавно сходиться от низа к верху, как, например, в русском сарафане: и весь силуэт, и соответствующая ему по линиям "тяга" посредине придают фигуре стройность, устойчивость.
Если же линии в костюме провести строго параллельно, то они будут противоречить естественной форме, зрительно "разрушать", "распирать" ее. Поэтому, скажем, карманы должны быть не строго прямоугольными, а чуть-чуть убывать по ширине кверху (на пиджаке, платье силуэта трапеция или приталенном) или книзу (на брюках, зауженных книзу). Зато на рубашке или платье стиля "сафари", где крой приближен к прямым линиям, в этом нет надобности.
Приведем некоторые из рекомендаций, данных в книге Т. В. Козловой и др. "Основы моделирования и художественного оформления одежды". Эти советы относятся в основном к одежде взрослых; они могут быть полезны старшеклассницам и тем, кто захочет порадовать обновой маму, старшую сестру.
"Элементы треугольной формы способствуют выделению приятных черт и линий фигуры и скрывают нежелательные, например широкие бедра можно скрыть с помощью расширяющейся книзу юбки или широко развернутой линии плеч.
Тоненькой девушке маленького роста с плоской грудью и худыми руками лучше носить платье с красивым широким поясом и пышной юбкой. Расширить линию плеч и увеличить грудь можно за счет маленького воротника и широкой короткой кокетки. Детали костюма должны учитывать размеры фигуры, но при этом не должны быть слишком мелкими, так как это сделает ее похожей на девочку. Маленькой фигуре не подходит длинный приталенный жакет, ей больше подойдет короткий полуприталенный жакет. При впалой или плоской груди рекомендуется использовать пышные блузки, короткие безрукавки, пелерины и отделку в виде карманов с клапанами, оборок, жабо.
Полная женщина должна носить такой костюм, который бы выделял ее наиболее приятные черты. Смягчающими линиями являются продольные и диагональные. Юбка, слегка расширенная книзу, уравновешивает пышную грудь. Полной женщине следует избегать широких рукавов, кокеток, оборок, манжет. Пышные рукава, большие карманы зрительно расширяют бедра. Слишком затянутый широкий пояс подчеркивает полноту; рукав реглан образует диагонали, неблагоприятные для такой фигуры, а слишком маленькая шляпка и длинные спадающие волосы, обтягивающая юбка и обувь с перепонками увеличивают размеры лица и ног.
При короткой шее следует избегать воротников-стоек и очень широких воротников, горизонтальных вырезов типа "лодочка"; больше подойдет удлиненный овальный или У-образный вырез.
Женщине с очень полными бедрами следует избегать костюмов с приталенным жакетом и узкой юбкой. Ей больше может подойти короткий полуприталенный жакет: таким образом, длина юбки зрительно увеличит ее рост. Следует использовать тяжелые ткани, избегая ярких кричащих тонов, а также тканей жестких и блестящих. Контрастная блузка и юбка сделают фигуру шире и короче. Тяжелые украшения, средней величины шляпка и длинная плоская сумочка сделают ее меньше за счет контраста.
Женщине с высокой тонкой фигурой лучше носить пышные юбки, отделанные оборкой и тесьмой, гофрированные воротники, банты, пелерины, костюмы, широкие двубортные пальто, использовать контрастные тона (по горизонтали), широкие пояса, вырез "лодочка", кокетки. Линия плеч должна быть расширенная, пройма глубокая, рукав 3/4 или не доходящий до локтя.
При очень высоком росте лучше носить более короткие юбки, туфли на низком каблуке и шляпы с полями. При длинной и худой шее лучше иметь мягкий и высокий воротник. При широких плечах не следует носить узких юбок, плотно прилегающих воротников, широкополых шляп. Плечи можно уравновешивать широкими юбками и использовать У-образный вырез.
Расстановка акцентов должна производиться с учетом отвлечения внимания от не'выгодных " частей фигуры. Расположение акцентов или выделяющихся светлых деталей по краям фигуры делает ее более широкой, и наоборот, темные перчатки, обувь, шляпа увеличивают ее высоту".
При несимметричности фигуры (разная высота плеч, бедер) на более низкой стороне можно поместить драпировку, застежку, украшение, цветную деталь, аппликацию.
Ко всему этому надо добавить, что нет универсальных правид1 для всех. Всегда следует в первую очередь помнить о таких величинах и пропорциях, которые оцениваются прежде всего: общий размер фигуры, головы, рук, ног. Каждый должен знать наиболее выгодные для себя соотношения и не забывать о них в периоды увлечения короткими юбками, широкими или узкими брюками, массивными плечами, большими или маленькими шапками.
Подведем итоги тому, что мы узнали о композиции костюма. Ее главные выразительные средства — силуэт, линии, пропорции, масса, I цвет, декоративная отделка. Пользуясь ими, художник "строит", организует костюм. При этом он руководствуется некоторыми объединяющими понятиями. Главное из них — центр композиции; он вовсе не является геометрической "средней" точкой или физическим центром тяжести. Правильнее назвать его центр внимания — это тот элемент вашего костюма, который первым "бросается в глаза". Им может быть что угодно — общая форма костюма, элегантно-простая или дерзко-неожиданная; цветовое решение — сочетание двух-трех локальных (однотонных) пятен или живописная пестрота, даже "лоскутность"; фактура и пластика материала — пушистая пышность, атласная текучесть, эластичная обтянутость, бархатная мягкость, прозрачная ломкость; детали — шарф, или бант, или пояс, или кружевной гарнитур из воротничка и манжет; украшения или даже пуговицы — это ведь тоже украшение, которое к тому же не оставишь дома; орнамент на свитере ручной вязки и так далее — то есть то, ради чего вы создали этот костюм, что вы в нем хотите проявить своего, личного. При этом надо твердо знать, что такой центр внимания есть в костюме всегда, даже если вы о нем и не подозреваете.
Чтобы "управлять" такими эффектами, надо постараться научиться видеть, почему костюм удался или не удался, идет или не идет.
Все части костюма по величине, форме, цвету, пропорциям, отделке должны быть как бы уравновешены, соответствовать, гармонировать, "не спорить" между собой и, конечно, с человеком.
Привести части костюма в состояние равновесия помогает правило трехкомпонектности. Костюм не следует перегружать повторами линий, деталей, отделок, цветов; в то же время, если какой-то элемент использован однажды, ему требуется "ответ". Например, при круглом воротничке карманы и манжеты должны быть тоже закругленными; если на одном плече застежка, драпировка, аппликация — то необходима подобная деталь где-нибудь на юбке или рукавах, только в другом масштабе; если ансамбль решен, скажем, на контрасте черного и белого, его очень оживит третий цвет, точно подобранный "к лицу" и в небольшом количестве (блузка в вырезе жакета; или комплект украшений; или обувь и сумка и т. д.). К платьям многоцветным, "живописным" подбирать дополнения и отделки вообще очень трудно, даже подходящие по цвету кантики или тесьма часто "подводят", только портят вид — поэтому лучше обойтись такими дополнениями, которые можно менять: пояс, бусы, косынка, обувь.
Когда знания, опыт и природное чутье приносят удачу, мы говорим, что в костюме присутствует стиль и вкус...

мода © 2008 Portal-1.ru